Белая книга
В быте большинства населения произошел огромный
регресс(рис. 3–14).
Рис. 3–14.Объем платных услуг населению в РСФСР и РФ (в %, 1980=100)
Такое сокращение официального рынка услуг привело к снижению качества или даже разрушению производственной системы и деградации ее материально-технической базы. Сократилась сеть специализированных организаций, предоставляющих услуги, что сделало их приобретение более трудоемким и еще больше сузило рынок. Это видно из табл. 3–3 и 3–4.
Таблица 3–3.Бытовое обслуживание населения в РСФСР и РФ
Таблица 3–4.Мощность сети организаций бытового обслуживания в РСФСР и РФ
Важнейшим, жизненно важным для современного общества фактором благосостояния людей является возможность перемещаться в пространстве.
Пассажирский транспортявляется не только важным производством услуг, обеспечивающих жизнедеятельность людей, но и системой, которая связывает страну в единое целое.
В целом пассажирооборот транспорта основного для России вида — междугородного железнодорожного сообщения — сократился в результате реформы с 1990 по 1998 г. с 375,4 до 124 млрд. пассажиро-км, то есть ровно в три раза. Снизился и масштаб перевозки пассажиров (рис. 3–15).
Рис. 3–15.Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом междугородного сообщения в РСФСР и РФ, млн. человек
Огромное значение для жителей в основном городской страны, какой стала РФ, имеет
пригородное сообщение. До начала 90-х годов объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения равномерно повышался, с 1970 по 1990 год этот показатель вырос на четверть. Сокращение перевозок здесь началось с 1991 года и продолжилось вплоть до 1999 (рис. 3–16). Пассажиров пригородных поездов стало в 2000 г. в 2,25 раза меньше, чем было в 1990 году и почти в 2 раза меньше, чем в 1970 г. Удорожание этой услуги привело к тому, что те, кто мог, «пересели на автомобиль», со всеми сопутствующими социальными издержками (большой расход горючего, перегрузка дорог, очень высокий уровень травматизма и др.).
Рис.