Белая книга
2002) говорится: «Либерализация цен в январе 1992 года послужила причиной сокращения спроса населения на продовольственные товары, опережающего роста цен на промышленные ресурсы по сравнению с увеличением цен на сельскохозяйственную продукцию, частичного вытеснения российских продовольственных товаров на внутреннем рынке за счет расширения продовольственного импорта».
Разрыв цен в ходе реформы быстро достиг огромных масштабов — уже в 1992 г. он стал двукратным — за 1992 год цены на сельхозпродукцию выросли в 8,6 раза, а на покупаемую селом продукцию и услуги — в 16,2 раза. В 1993 г. положение еще резко ухудшилось — разрыв стал трехкратным, в 1998 г. стал равен 4,5. В целом только за 1992–93 гг. закупочные цены на мясо возросли в 45 раз, на молоко в 63 раза, а на бензин в 324 раза, на трактор К-700 в 828 раз и на трактор Т-4 в 1344 раза!
Динамика роста индекса цен, по отношению к 1990 г., на сельскохозяйственную продукцию и в целом на товары и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными организациями, представлена на рис. 5–4.
Рис. 5–4.Индексы цен реализации продукции и цен приобретения продукции и услуг сельскохозяйственными организациями в РСФСР и РФ (в разах к 1990 году): 1
— индексы цен реализации продукции с/х организациями; 2 — индексы цен приобретения промышленной продукции и услуг с/х организациями
На двух других рисунках (5–5 и 5–6) показано изменение цен, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию, некоторых из самых главных машин и материалов, которые приходится закупать сельским производителям.
Рис. 5–5.Индексы цен реализации продукции и цен приобретения тракторов и горюче-смазочных материалов сельскохозяйственными организациями в РСФСР и РФ (в разах к 1990 году):
1 — индексы цен реализации продукции с/х организациями;
2 — индексы цен приобретения тракторов с/х организациями;
3 — индексы цен приобретения горючего и смазочных материалов с/х организациями
Рис. 5–6.Индексы цен реализации продукции и цен приобретения машин для растениеводства и минеральных удобрений сельскохозяйственными организациями в РСФСР и РФ (в разах к 1990 году):
1 — индексы цен реализации продукции с/х организациями; 2 — индексы цен приобретения машин и оборудования для растениеводства с/х организациями; 3 — индексы цен приобретения минеральных удобрений с/х организациями
Разрыв в ценах продолжает расти.