Экономическое развитие общества-2
В результате наряду с прибыльЯ I и прибыльЯ II возникает еще и прибыль III, которая существенно отличается от первых двух форм торговой прибыли.
Если в основе прибыли I и прибыли II лежит неэквивалентный обмен между торговцами и мелкими товаропроизводителями (торговая прибыль I) и между торговцами-рабовла дельцами и рабами (торговая прибыль II), то в основе прибыли III лежит, наоборот, эквивалентный обмен. В различных местностях одной и той же страны, и особенно в различных странах
с малоразвитым товарным производством, одинаковые по своим потребительским свойствам материальные блага (одни и те же потребительные стоимости) имеЯт весьма неодинаковые стоимости и цены производства. Эта различная стоимость и цена производства одинаковых продуктов труда вытекает из того, что на их производство, вследствие различного уровня общественной производительности труда, затрачено различное количество труда.
В одной местности или стране на производство, скажем, одного центнера пшеницы затрачивается в два, три, пять или даже десять раз меньше труда (количество которого измеряется рабочим временем), чем в другой, в силу различных факторов: уровня развития техники, технологии производства, агротехники, плодородия земли, климата и т.д. Точно так же и другие материальные блага: продукты питания, одежда, ремесленные изделия и т.д. в различных странах производства с различными затратами труда. И чем менее связаны между собой отдельные страны или местности, чем больше они друг от друга изолированы, чем меньше между ними развита торговля, пути сообщения и т.д., тем большей является разница между стоимостями и ценами производства одинаковых материальных благ в этих местностях или странах.
Именно эта разница в ценах производства одинаковых товаров на разных товарных рынках и лежит в основе прибыли III. Торговец, прибыв в какуЯ-либо отдаленнуЯ местность страны или другуЯ страну, покупает там именно такие товары, которые производятся в этой стране с небольшими затратами труда, рыночная цена которых на местном товарном рынке очень мала по сравнениЯ с ценами на подобные товары в той местности или стране, откуда он прибыл и куда он возвращается.