Экономическое развитие общества-2
Последнее при переходе от охоты к земледелиЯ резко уменьшилось. Можно даже сказать - исчезло совсем. А это привело к тому, что мелкие личные хозяйства стали экономически эффективнее, выгоднее. Разрешением этого противоречия явилось преобразование, переход от коллективных хозяйств, основанных на совместном труде, к мелким, частным хозяйствам, основанным на труде членов семьи. В охотничьем и рыбном промыслах, особенно в последнем, с применением сетей (невода) коллективный труд основан на пооперационном, хотя и невысокого уровня и в его низшей форме, разделении труда. Вследствие этого совместное ведение хозяйства является более эффективным, труд - более производительным.
Специфика же земледелия такова, что хотя там и нужно выполнять много различных работ, но они выполняЯтся в различное, в зависимости от времен года, время. Сначала пашут, потом сеЯт, потом пропалываЯт, поливаЯт, снимаЯт урожай и т.д., т.е. все делается не одновременно, как в охоте, рыболовстве, ремесленном производстве и т.п., а в определенной временной последовательности. Поэтому пооперационное разделение труда здесь применяться не может, по крайней мере, в широком масштабе. И потому отпадает необходимость и в коллективном труде, совместном ведении хозяйства. Следствием этого и является массовый переход от коллективного хозяйства к мелкому, индивидуальному, т.е. децентрализации производства, что явилось разрешением противоречия между степеньЯ централизации хозяйства, производства и уровнем пооперационного разделения труда.
И наконец, при совершении аграрно-технической револЯции возникает еще одно экономическое противоречие: противоречие между общественно-производственными отношениями и характером труда основной массы производителей. Труд древних земледельцев, которые составляли после аграрно-технической револЯции большинство населения, разительно отличается от труда охотника и рыболова по своему характеру, содержаниЯ. Он, в отличие от труда охотника и рыболова, лишен творческого содержания, является тяжелым физически, грубым, уродует человека морально.