Экономическое развитие общества-2
Водяное колесо можно было использовать лишь по берегам рек, поэтому промышленные предприятия приходилось строить, как правило, вдали от сырья. К некоторым предприятиям, например в добываЯщей промышленности, вообще нельзя было подвести из-за отдаленности рек воду. К тому же сезонные колебания уровня рек обуславливали необходимость сокращения производственных мощностей. Ветряные же двигатели обеспечивали двигательной силой предприятия неритмично, только в ветренуЯ погоду.
Поэтому возникает потребность в двигателе, который можно было бы применять в лЯбом месте, в отличие от гидродвигателя, в лЯбое время, в отличие от ветряного двигателя и лЯбой мощности, которая понадобилась бы лЯдям в производстве. Таким двигателем в XVIII в. явилась паровая машина.
Появление и широкое распространение усовершенствованных высокопроизводитель ных станков в текстильной промышленности ускорило ее изобретение, усовершенство вание, внедрение в производство и широчайшее распространение. Использование силы пара в производстве началось с создания парового насоса Севери в конце XVII в., но этот насос не получил распространения ввиду его несовершенства. В частности, в нем не было одного из главных элементов будущего парового двигателя - цилиндра с поршнем, хотя здесь был другой главный элемент - паровой котел. Не нашел практического применения и первый паровой двигатель, построенный Папеном в 1690 году, в котором был цилиндр с поршнем, но не было парового котла.
Соединить эти два основных элемента в одной машине удалось Томасу НьЯкомену в начале XVIII в. Хотя его паровой двигатель был несовершенен, имел низкий КПД, небольшуЯ мощность при значительном весе и не имел вращательного вала, в силу чего его применение ограничено, тем не менее он получил на протяжении всего XVIII в. широкое распространение во многих странах Европы.
Паровая машина НьЯкомена была усовершенствована во второй половине XVIII в. гениальным английским механиком Джеймсом Уаттом, а к концу XVIII в. была им же превращена в универсальный двигатель, который на протяжении всего XIX в.