Макроэкономика
п.
Причиной гиперинфляции служит огромное увеличение денежной массы (эмиссия денег) с целью финансирования расходов государственного бюджета за счет сеньоража, что связано либо с войнами, либо с невозможностью профинансировать большой дефицит бюджета иными способами.
Инфляционная спираль.Она возникает в результате сочетания
непредвиденной инфляции спросаи
инфляции издержек.Механизм инфляционной спирали следующий: если центральный банк неожиданно увеличивает предложение денег, то это ведет к росту совокупного спроса и, следовательно, порождая инфляцию спроса, обусловливает рост уровня цен (например, от
Р1 до
Р2
).Поскольку ставка заработной платы остается прежней (например,
W1
),то реальные доходы падают
(W1
/ P2
< W1
/ P1
).Рабочие требуют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уровня цен (например, до
W2
).Это увеличивает издержки фирм и приводит к сокращению совокупного предложения, порождая инфляцию издержек, в результате которой уровень цен растет еще больше (например, до
Р3
).Реальные доходы снова снижаются
(W3
/ P3 <
W2
/ P2
).
Рабочие вновь требуют повышения номинальной заработной платы. Ее рост они обычно поначалу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличивают потребительские расходы, провоцируя инфляцию спроса, которая сочетается с инфляцией издержек из-за повышения номинальной заработной платы. Это обусловливает еще больший рост уровня цен. Падение реальных доходов опять приводит к требованиям о повышении заработной платы, и все повторяется снова.
Движение идет по спирали, каждый виток которой соответствует более высокому уровню цен, т. е. более высокому уровню инфляции. Поэтому данный процесс получил название инфляционной спирали, или спирали «заработная плата – цены». Рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы служит основой для повышения уровня цен.
Тема 7. ДЕНЬГИ
Деньги и их функции.Деньги – это финансовый актив, который служит для совершения сделок – покупки товаров и услуг.
Активомназывается все, что обладает ценностью.