Побеждать в инвестициях
Но далекий от маркетинга Тесла так и не закричал: Дотронувшись до оголившейся проводки, вы умрете, как на электрическом стуле!". Все же устроители крупнейшей Нью-йоркской ярмарки выбрали переменный ток, протянули провода от Ниагарского Водопада до Нью-Йорка, и мы теперь имеем все чудеса ХХ века.
Почти на всем своем протяжении первый этап посвящен не борьбе с кем-то, а борьбе с непривычностью нового предложения. Основной "враг", которого надо переломить, сидит в головах первых потребителей, которых требуется уговорить попробовать новый товар или сервис. Однако в конце первого этапа, перед началом второго стоит ожидать ударов со стороны доминирующего "третьеэтапного" рынка, которому вовсе не хочется скатиться в рынки четвертого этапа, отдав своих потребителей вновь возникающему "первоэтапному" конкуренту. Нам не хотелось бы в этом обсуждении стать на позицию идиллического киногероя, который отождествляет рынок первого этапа с прогрессом, а рынку третьего этапа желает зла, как и всему устаревшему. Мы рассмотрим некоторые эффективные приемы, которые могут применять обе стороны в этой борьбе.
Типичным и очень эффективным приемом, которым "третьеэтапный" рынок душит рынок первого этапа, является временное снижение цен. Например, многократно замечено, что как только в Америке поднимает голову какое-либо направление по альтернативному топливу для автомобилей, нефтяные компании временно резко снижают цены на нефть. Это - наглядный пример поведения рынка третьего этапа как единого целого со своим системным поведением.
Худшее из того, что "третьеэтапный" рынок может придумать на этой стадии - это антиреклама. Антирекламу нужно оставить на тот момент, если конкурент пройдет рынок первого этапа и дорастет до второго. Пока же все, что придает нарождающемуся рынку известность, идет ему на пользу. "Сильно бить" рынок третьего этапа может, используя все рычаги своих общественных связей.
Например, когда рынок "лошадиной силы" почувствовал конкуренцию со стороны появившихся автомобилей, "лошадиное" лобби стало проводить самые нелепые законы, регулирующие автомобильный транспорт.