Побеждать в инвестициях
Жирной линией изображена динамика, которую предсказывали инвесторы. Кривая прогнозного прироста числа потребителей поднимается явно резче, чем кривая реального прироста.
N-образный зубец, отражающий цену компаний-производителей на данном рынке, возникает следующим образом. Сначала цена компаний растет согласно подъему кривой ожидаемого прироста потребителей, т.е. явно опережая реальность. В момент, когда кривые ожидаемого и реального прироста расходятся на некую критическую величину, N-образная кривая цены компаний резко падает ниже уровня, продиктованного кривой реального прироста потребителей. Со временем, после некоторой задержки, N-образный зубец выходит на уровень цены, соответствующий кривой реальной динамики рынка. Характерно, что зубцов может быть больше, чем один.
Примечательно, что стадия "пилы" возникает никак не из того, что продукт как техническая система вдруг снизил показатели. Стадия "пилы" - это явление не технической, а социальной и рыночной жизни. И если на стадии "пилы" продукт вдруг временно становится хуже, то это лишь потому, что компании-производители начинают "экономить на спичках".
Знание о стадии "пилы" может стать основой для инвестиционной стратегии "противофазного" инвестирования. В Америке существует несколько частных инвестиционных фондов, которые в момент интернетовского бума ни доллара не инвестировали в "дот-комовские" Интернет-компании. Они даже ввели "индекс переоцененности" Интернет-компаний. Однако, как только N-образный зубец дошел до низшей точки, эти же фонды учредили "индекс недооцененности" и стали скупать не столько даже сами компании, сколько их продукты, на разработку которых ушли миллионы и купить которые в момент банкротства стало возможно за копейки.
Влияние стадии рынка на стандартные экономические показатели, например P/E
Науки и даже инженерные дисциплины последовательно проходят стадии дифференциации и интеграции. На стадии дифференциации появляются разные науки, исследующие мир с разных точек зрения и видящие в нем разное.