Фирма, рынок и право
[Можно решить, что если цены на все блага устанавливаются по средним издержкам, то на выбор потребителей это не повлияет, поскольку все цены будут подняты над уровнем предельных издержек. Но это было бы верным, только если бы рост цен оказался пропорциональным предельным издержкам, что крайне маловероятно. См. дискуссию между Фричем и Хотеллингом в "Econometrica" (April 1939).] Доводы в пользу решения Хотеллинга--Лернера усиливаются также, если сравнить его с эффективностью ценообразования по средним издержкам в качестве рыночного теста готовности потребителей на оплату полных издержек. В предыдущем разделе я отметил, что система поэлементного ценообразования выдерживает этот тест. А как насчет ценообразования по средним ценам? Тот факт, что потребители готовы покупать по ценам, которые покрывают средние издержки, определенно показывает, что они предпочитают получать ценность факторов именно в этой, а не в какой-либо другой, также доступной им форме [ср.: Wicksteed Philip H. The Common Sense of Political Economy and Selected Papers and Reviews on Economic Theory, Vol. 2., London: G. Routledge & Sons, 1933, p. 675--676]. Как указывает Хотеллинг, трудность в том, что обратное неверно. Экономисты давно знают, что, когда кривая спроса на всем протяжении лежит ниже кривой средних издержек, можно с помощью ценовой дискриминации увеличить среднюю выручку так, чтобы покрыть средние издержки. И когда в основе ценообразования лежат средние издержки, обязательно возникнут случаи, при которых потребители будут готовы оплатить полные издержки, но это окажется невозможным из-за ограничений, налагаемых данным методом ценообразования. В таких случаях производство может иметь место только при следовании политике Хотеллинга--Лернера. Таковы преимущества решения Хотеллинга--Лернера в сравнении с установлением цены по средним издержкам. Но недостатки, рассмотренные в предыдущем разделе, также сохраняются. Их надо сопоставить. Первое преимущество решения Хотеллинга--Лернера в сравнении с ценообразованием по средним издержкам в том, что оно улучшает предельный потребительский выбор.