Фирма, рынок и право
Нетрудно видеть, что именно не в порядке с теорией оптимального размера фирмы, как она существует в экономической теории. Во-первых, нам нужна не оценка оптимального размера фирмы (пусть даже с различными оптимумами для каждой отрасли), а теория оптимального распределения видов деятельности (или функций) между фирмами. Во-вторых, теория оптимального размера фирмы имеет предметом вовсе не размер фирмы в смысле набора видов деятельности, осуществляемых фирмой, только определение объема выпуска. Более того, даже в этом современная теория обращает внимание только на производство определенных продуктов, или обобщенного продукта, а не на весь список того, что производит фирма. Последнее утверждение, пожалуй, чрезмерно строго, поскольку экономисты могут для определения размера фирмы пользоваться также показателями ценности, или активов, или числа работников -но я в любом случае прав в том, что очень мало внимания уделяется тому, что же фирмы делают в действительности. Обсуждение экономии на масштабах производства имеет дело в основном с отношением между издержками и объемом выпуска (фактически производной функцией издержек). Такое рассмотрение не увеличивает нашего знания о том, как влияет на издержки какая-либо деятельность или переход к другой деятельности, а также об относительных издержках разного типа фирм при осуществлении сходных видов деятельности. Еще меньше внимания уделяется масштабам передачи функций за пределы фирмы по мере увеличения выпуска продукта (или обобщенного продукта). Случилось так, что характер облюбованного экономистами анализа даже не требует ответа на выделенные мною вопросы. Я бы не хотел, однако, умолчать о статье, делающей попытку разобраться с этими вопросами, а именно о статье Стиглера "Разделение труда ограничивается размерами рынка" [Stigler, Organization of Industry, p. 129--141]. Как известно, это утверждение Адама Смита, хотя и верное (все утверждения Адама Смита верны), породило некую путаницу, поскольку оно не согласовывалось с существованием конкуренции.