Фирма, рынок и право
Джоан Робинсон сказала, что "относительно набора предпосылок экономической теории следует задать два вопроса: можно ли с ним работать? и -- соответствует ли он реальному миру?" [Robinson, Serious Subject, p. 6]. Хотя, как отмечает Джоан Робинсон, "чаще всего один набор предпосылок удобен, а другой реалистичен", вполне возможны ветви теории, где предпосылки работоспособны и одновременно реалистичны. Я надеюсь далее показать, что можно получить определение фирмы не только реалистичное, т. е. соответствующее тому, как определяют фирму в реальном мире, но и совместимое с двумя самыми могущественными инструментами экономического анализа, которые развил Маршалл, -- с идеей предела и идеей замещения, которые вместе образуют идею замещения на пределе [Keynes J. M., Essays in Biography, London: Macmillan & Co., 1933, p. 223--224]. Наше определение, конечно же, должно "устанавливать связь с формальными отношениями, которые допускают точное понимание" [Robbins L., Nature and Significance of Economic Science, London: Macmillan & Co., 1932, p. 66]. I. ПОДЫСКИВАЯ определение понятию "фирма", удобно начать с рассмотрения того, как понимают "экономику" экономисты. Вот, например, как определяет экономическую систему сэр Артур Салтер. "Нормальная экономическая система работает сама по себе. Ее текущие операции проходят вне централизованного контроля, она не нуждается в центральном органе. По многим видам человеческой деятельности и человеческих потребностей предложение приспосабливается к спросу, а производство -- к потреблению благодаря автоматическому, гибкому и реагирующему на изменения процессу." [Это описание с одобрением цитирует D. H. Robertson в "The Control of Industry" (rev. ed. London: Nisbet & Co., 1928, p. 85), а также Arnold Plant в "Trends in Business Administration" (Economica, 12, ?. 35, February 1932, p. 387). Оно появляется у J. A. Salter в "Allied Shipping Control" (Oxford: Clarendon Press, 1921, p. 16--17).]
Экономист полагает, что экономическую систему координирует механизм цен, общество при этом мыслится не как организация, а как организм [Hayek F.