Фирма, рынок и право
54--67. Интересное описание того, как организовано пчеловодство в Соединенных Штатах, включая контрактные отношения между пчеловодами и земледельцами, можно найти у David В. Johnson в "Meade, Bees and Externalities" (The Journal of Law and Economics, 16, ? 1, April 1973, p. 35--52). Более детальный анализ этих контрактных отношений, убедительно демонстрирующих эффективность рынка, содержится в статье Steven N. S. Cheung "The Fable of the Bees: An Economic Investigation" (Ibid., p. 11--33). Мид представляет собой еще один пример того, как экономисты иллюстрируют свои теоретические построения, не заботясь о том, чтобы их слова соответствовали обстоятельствам реального мира.] Исчерпывающей иллюстрацией того, насколько неадекватен обычный подход экономистов к вопросам экономической политики, по крайней мере, на микроэкономическом уровне, служит пример с маяком, рассматриваемый в моей статье "Маяк в экономической теории", которая включена в этот том. Крупнейшие экономисты -- от Джона Стюарта Милля до Самуэльсона -- использовали маяк, как пример услуги, которую должно предоставлять правительство, и ту же роль маяки выполняли в бесчисленных учебниках, созданных менее выдающимися людьми. При этом ни один из этих великих экономистов, которые использовали маяк в качестве примера, никогда, насколько я знаю, не изучал системы финансирования и управления маяками. С учетом этого вряд ли кого удивит, что их утверждения по этому поводу ошибочны, запутанны и вводят в заблуждение. Самуэльсон зашел дальше, чем экономисты прошлого, и, используя обычный для современных экономистов подход, доказывает не только, что сборы за услуги маяков невозможны (что просто неверно), но и то, что, даже если бы такие сборы оказались возможными, это было бы нежелательным, поскольку предельные издержки равны нулю (издержки на то, что дополнительное судно воспользуется услугами маяка), а цена должна быть равна предельным издержкам. Самуэльсон и не пытался продвинуться хоть на шаг, сравнить результаты, достигаемые при наличии сборов за услуги маяков, и результаты, получаемые, когда услуги маяков финансируются из общих налогов.