Фирма, рынок и право
H., Price and Output Policy of State Enterprise: A Comment // Economic Journal, 55, April 1945, p. 112--113], а в более поздней публикации Т. Уильсона [Wilson Т., Price and Output Policy of State Enterprise // Ibid., December 1945, p. 454--461] подчеркивалось, что согласие между экономистами пока еще не достигнуто. Я намерен проанализировать решение Хотеллинга--Лернера, как я бы назвал его, детальнее, чтобы выявить фундаментальные дефекты, присущие, по моему мнению, этому решению. II. Выделение проблемы ЛЮБАЯ реальная экономическая ситуация сложна, и ни одна экономическая проблема не существует отдельно от других. В силу этого результаты тяготеют к ошибкам всякий раз, когда экономисты, имеющие дело с реальной ситуацией, пытаются сразу разрешить несколько проблем. Я уверен, что так и обстоит дело с вопросом, который мы обсуждаем сейчас. Центральная проблема -- расхождение между средними и предельными издержками. Но в любой реальной ситуации обычно к ней добавляются еще две другие. Во-первых, некоторые издержки оказываются общими для многих потребителей, и при анализе подхода, согласно которому все издержки должны возмещаться потребителями, возникает вопрос: существует ли рациональный метод распределения этих общих издержек среди потребителей? Во-вторых, многие так называемые фиксированные издержки являются на деле прошлыми расходами на факторы, которые в настоящем приносят доход в виде квазиренты, а попытка уяснить, каким же должен быть этот доход (для определения полных издержек), создает дополнительные и очень запутанные проблемы [Hayek F. A., The Present State of the Debate, in Collectivist Economic Planning, ed. F. A. Hayek, London: G. Routledge & Sons, 1935, p. 226--231]. Я думаю, что эти две проблемы обычно сопутствуют ситуации расхождения между средними и предельными издержками. Вместе с тем они представляют собой отдельные или, во всяком случае, отделяемые вопросы. Так, в примере, используемом Хотеллингом, проблема ценообразования в случае с мостом [этот пример первым использовал Дюпюи в статье в "Annales des Ponts et Chaussees" (1844), которая была перепечатана в "De 1'utilite et de sa mesure" (Turin: La Riforma sociale, 1933)] на деле представляет собой крайне сложную ситуацию, а вовсе не такую простую, как кажется на первый взгляд.