Фирма, рынок и право
Если сделан выбор в пользу ценовой системы, приходится решать две основные проблемы. Первая: сколько денег будет у каждого отдельного потребителя -проблема оптимального распределения дохода и богатства. Вторая: какой будет система цен, в соответствии, с которыми блага и услуги должны делаться доступными для потребителей, -- проблема оптимальной системы цен. В этой статье я затрагиваю вторую из этих проблем. Первая же носит отчасти, хотя и не полностью, этический характер. Но важно осознать, что существуют обе проблемы, и они должны быть решены, чтобы ценовая система давала удовлетворительные результаты. Поскольку в этом разделе я имею дело только со второй из них, я буду исходить из предположения, что распределение доходов и богатства оптимально. Для отдельного потребителя система цен представляет собой условия, на которых он может получать разные блага и услуги. В соответствии с какими принципами должны определяться цены? Первый: для каждого отдельного потребителя цена любого фактора должна быть одинаковой вне зависимости от формы его использования, иначе потребители не смогут рационально, на основе цен, выбрать предпочтительный способ использования того или иного фактора. Второй: цена фактора должна быть одинакова для всех потребителей, иначе один будет получать за те же деньги больше, чем другой. Если достигнута оптимальность в распределении дохода и богатства, назначение разным людям разных цен за один и тот же фактор будет приводить к расстройству этого оптимального распределения. Из второго принципа вытекает не столь очевидный вывод, что цены должны устанавливаться так, чтобы каждый фактор мог попасть к тому, кто готов больше заплатить. Иными словами, цена должна уравнивать спрос и предложение и в то же время быть одинаковой для всех потребителей и для всех видов использования [ср. также: Lerner, Economics of Control, p. 45--50]. Это предполагает, что плата за продукт должна равняться ценности факторов, участвующих в его производстве, в случае употребления их в иных целях или другими пользователями.