Экономические институты
Конечно, бывают ситуации, когда следование традиционным нормам поведения не приводит людей к благоприятному исходу. Однако, это происходит крайне редко. Соблюдение традиционных норм поведения, как правило, предполагает более благоприятный исход по сравнению с поведением, противоречащим традиционным моделям.
Таким образом, главной причиной лояльного отношения рядовых страт аграрного общества к ее институциональной системе, стала жесткая зависимость между возможностью их выживания в сложившихся условиях и наличием готовых моделей их поведения в различных жизненных ситуациях.
2.3.6. Формирование мировоззренческих систем
В аграрных обществах основную функцию по разработке наиболее эффективных путей достижения людьми своих жизненных целей выполняла церковь. В тех странах, где централизованная религиозная организация не сложилась, эту функцию выполняли жрецы, монахи и другие представители различных религиозных учений. Эти люди разрабатывали типовые модели поведения для представителей всех социальных страт аграрного общества.
В государствах средневековой Европы католическая церковь жестко регламентировала поведение людей во всех сферах их общественной жизни. Причем для представителей различных социальных страт модели поведения были разными. Жесткое и еще более регламентированное управление поведением людей существовало в государствах, сформированных такими народами как майя, инки и ацтеки. Религиозные деятели средневековых индийских царств определили основные модели поведения людей, относящихся к различным сословным кастам.
Системы мировоззрения, разработанные в различных религиях, признавались и воспринимались людьми только потому, что модели поведения, вытекавшие из принципов этих мировоззренческих систем, действительно обеспечивали людям достижение их жизненных целей. В случае, если люди отвергали эти модели и пытались выработать вместо них свои собственные, это чаще всего приводило к неудачам. Жизненная судьба таких людей обычно не складывалась, и поэтому служила для других наглядным примером неправильного поведения.
Без освоения мировоззренческой системы, принятой в каждом конкретном обществе, человек не в состоянии самостоятельно определить наиболее оптимальную модель своего поведения в том или ином конкретном обществе.