Экономические институты
В арсенале способов, используемых человеком при формировании его реакции на изменение окружающей среды, имеются как безусловные рефлексы, так и высшие формы сознательной деятельности человека.
Некоторые потребности человека могут быть удовлетворены при включении только условных и безусловных рефлексов организма. Это, например, одергивание человеком руки от горячего предмета, закрытие век при приближении к глазам человека песчинки, переносимой ветром, или пролетающего насекомого и т.п. При возникновении подобных ситуаций осуществление той или иной реакции совершенно не требует участия в этом процессе сознательной деятельности человека.
Вместе с тем имеются потребности, стабильное удовлетворение которых зависит от осознанной деятельности человека. К таким потребностям относятся потребность в пище, в определенном температурном режиме жизнедеятельности человека, в безопасности и т.д. Все эти потребности не могут быть удовлетворены на основе действия только одних рефлексов. Для создания условий, позволяющих человеку удовлетворить такие свои потребности, ему необходимо предварительно выработать сценарий своего поведения, учитывающий множество различных факторов.
Для того чтобы человек смог создать для себя условия, позволяющие ему в условиях общественного производства стабильно обеспечивать удовлетворение своих потребностей, он должен осуществлять определенную трудовую деятельность, необходимую для функционирования данного общественного производства. Для этого ему необходимо получить образование, овладеть трудовыми навыками, усвоить множество социальных, культурных и других норм общественной жизни. Все эти действия в своей совокупности составляют содержание определенной модели поведения человека.
Формирование таких моделей поведения человека осуществляется в особой сфере его сознания. В психологии эта сфера человеческого сознания получила название мотивационной.
Функционирование мотивационной сферы представляет собой сложный и многоуровневый процесс, мобилизующий весь запас знаний, накопленных человеком, и активизирующий весь потенциал его интеллектуальных возможностей.