Экономические институты
Если в современных условиях для населения развивающихся стран непосредственное участие в процессе развития производительных сил общества является делом чрезвычайно сложным и трудным, то трудовая активность людей все равно должна была бы каким-то образом реализоваться.
В истории человеческих обществ возросшая активность людей при ограниченных возможностях для роста производства в традиционных видах их трудовой деятельности всегда приводит к смене этих видов деятельности на более сложные. Такой переход обуславливается тем, что удовлетворить свои возрастающие потребности люди могут, только повысив эффективность своей трудовой деятельности. Наиболее распространенным способом, позволяющим людям увеличить свой заработок или доход, является их переход к более сложным видам трудовой деятельности.
Если в развивающихся странах такой процесс не происходит, то это может означать только то, что в этих странах по каким-то причинам не срабатывает механизм активизации трудовой деятельности людей. В соответствии с изложенной выше гипотезой следует, что у населения в развивающихся странах либо полностью отсутствует процесс развития и возвышения потребностей, либо этот процесс осуществляется у этих людей намного медленней, чем у других людей.
Рассмотренная нами ситуация входит в противоречие с другим положением западной теории общественного развития, утверждающим, что, рождаясь, все люди обладают способностями, позволяющими им обеспечить свое развитие примерно в одинаковой степени. По способностям к интеллектуальному развитию ни один народ не имеет каких-либо преимуществ перед другими народами. Это положение является краеугольным камнем современной мировоззренческой системы западного общества.
Вместе с тем более высокую скорость формирования новых потребностей нельзя объяснить каким-либо иным способом, кроме признания того факта, что одни народы одарены свойством к саморазвитию своих потребностей в большей степени, чем другие. Подобный вывод противоречит основному положению западной теории общественного развития о том, что от природы все люди наделены примерно одинаковыми интеллектуальными способностями.
Одно из вышеприведенных положений должно быть ложным.